Тренды в интернет-маркетинге 2021

Главный тренд — это перераспределение ресурсов из офлайна в онлайн

В 2021 году продолжается перераспределение ресурсов из офлайна в онлайн. Все больше бизнесов совершают этот переход в экстренном порядке. Для бизнеса интернет-маркетинг сейчас это спасительный мост через реку кризиса, который позволит его пережить. 

В целом, переход бизнеса в онлайн —  это положительный тренд, так как бизнес получает больший охват аудитории, большее разнообразие цифровых инструментов взаимодействия с целевой аудиторией.

Также сам покупатель стремительно уходит в онлайн. 

После окончания пандемии доля онлайн покупок не снизится, так как онлайн покупки — это удобно, экономит время и выгодно для покупателя. Другими словами, пандемия — это стимул более быстрого перехода покупателя из офлайна в онлайн.

На примере статистики объемов онлайн розничных продаж и доли онлайн продаж в общих ритейловых продажах (Рис.1), мы можем увидеть, что произошел резкий скачок объема розничных онлайн продаж — с 160 до 210 млрд. дол. США. Произошло увеличение онлайн продаж на 51 млрд дол. США, всего за один квартал (в предыдущих кварталах было 3-4 млрд. дол. США). Причем, с относительной стабилизацией, когда оффлайн начал восстанавливаться (доля онлайн упала с 16,1% до 14.3%), в абсолютных цифрах продажи онлайн остались такие же. Это подтверждает, что в онлайне не будет отката, а только дальнейшее развитие.

Рост доли онлайн-продаж в 2020
Рис. 1 Объем и доля продаж электронной торговли в общих розничных продажах США в 2010-2020 гг.
Источник: Statista 2021

От пандемии онлайн продажи сильно выигрывают, так как доля вовлеченных в онлайн покупателей и продавцов значительно увеличивается. Именно благодаря пандемии бизнес проходит 1 год как за 5 лет. К счастью, инфраструктура оказалась к этому готова — онлайн платежи, онлай-магазины, сервисы доставки.

Итак, онлайн получил ресурсы за счет перераспределения из офлайна в онлайн, но в Украине,  на фоне стагнирующей экономики, этот рост временный, до момента окончательного перераспределения (ухода покупателей из оффлайна в онлайн). 

Следующий этап — это снижение продаж в онлайне из-за общего снижения покупательной способности пользователей. По сути онлайн сейчас растет за счет ресурсов офлайна, а не за счет роста экономики.

Дальнейший рост онлайна возможен только в случае роста экономики и как следствие — покупательной способности населения. 

ИТОГ: текущий рост онлайна — это не самодостаточный рост, он происходит за счет перераспределения ресурсов из офлайна. Этот рост не продлится долго: после этапа перераспределения, дальнейший рост возможен за счет роста экономики. 

Но в долгосрочной перспективе после стабилизации и роста экономики онлайн продолжит рост и в абсолютных, и в относительных цифрах.

Кто, на данный момент, особенно в ритейле, не мыслит категориями интернет-маркетинга  — вымрет, как мамонты.  Занять свое место в онлайне — это требование сегодняшнего выживания.

Тренд номер 2 — Значительное усиление конкуренции в онлайне в 2021 году

Увеличение доли онлайн только  ужесточает конкуренцию за внимание покупателей. Из-за этого все более актуальным становится комплексный подход в интернет-маркетинге. Для того, чтобы привлечь, убедить и удержать покупателя нужно больше точек касания с потенциальным клиентом. Не выживут те, кто опирается на 1 инструмент, например, только контекст, только SEO или только SMM или, не дай бог, только Instagram. Интернет-маркетинг в 2021 году становится настоящим маркетингом: комплексное виденье и стратегия, воронка продаж и Customer Journey Map, а не ситуативное использование отдельных инструментов.

Тренд номер 3 — Анализ эффективности

В условиях жесткой конкуренции и ограниченных рекламных ресурсов, важно оценивать эффективность маркетинга. Эффективность каждого источника и канала, каждого инструмента, каждого креатива.

Поэтому продолжается тренд в маркетинге — более тщательное использование сервисов аналитики, отслеживания звонков и CRM систем. Только просто отслеживать показатели мало, необходим тщательный анализ общей картины показателей, чтобы на основании этих данных корректировать маркетинговую стратегию. 

И здесь на первый план выходит уровень квалификации специалистов — интернет-маркетологов.

Тренд номер 4 — увеличения спроса на крутых интернет-маркетологов

То, что не было готово к резкому росту онлайна — это отсутствие на рынке классных специалистов в необходимом количестве, которые  могут вывести успешно  офлайн в онлайн. А сейчас резко вырос спрос на профессиональных интернет-маркетологов. 

В области интернет-маркетинга много специалистов с недостаточной квалификацией и опытом, действительно крутых маркетологов очень мало. Но и бизнес не знает каким должен быть настоящий интернет-маркетолог, какие требования, критерии предъявлять к его уровню профессионализма. 

Критерии обязательно появятся в ближайшие 2-3 года, это понимание обязательно сформируется.  И как раз сейчас отличный шанс найти работу для молодых специалистов, которые хотят развиваться в этой области, учится, не боятся брать на себя ответственность.  Если сегодня получить бесценный опыт, то за несколько лет можно стать настоящими акулами интернет-маркетинга. Это крутая возможность. Через 2-3 года порог вхождения в профессию будет значительно выше. 

Мы сейчас наблюдаем за историей интернет-маркетинга, мы в моменте и процессе, про который будут писать научные работы и исследования. Для интернет-маркетинга — исторический момент, такого рывка не было и вряд ли предвидится в ближайшие годы, поэтому нужно использовать этот шанс.

Если вы хотите профессионально развивать ваш онлайн бизнес, то обращайтесь к нам за комплексным интернет-маркетингом!