Семантическое проектирование сайта

Что нужно для создания сайта?

Большая часть людей, которые задумываются над созданием собственного веб-ресурса с целью увеличения дохода, сталкиваются с проблемой “а с чего собственно начать?”.

И вот какой путь они выбирают:

  1. Идея: на стадии идеи продумывается тематика, какие функции должен выполнять сайт и какие проблемы будет решать. Все записывается на бумаге, обсуждается с компаньонами или друзьями и вуаля – все круто;
  2. Поиск разработчиков: на данной стадии происходит поиск ресурсов (программистов, дизайнеров и т. д.) которые смогут создать именно то, что желает заказчик;
  3. Создание сайта: выходит готовый продукт, владелец бизнеса доволен, его идея воплотилась и теперь можно получать доход.

Но получается все не так.

Через некоторое время владелец бизнеса сталкивается с новой проблемой: сайт не находят пользователи Интернета.  На данной стадии, обычно, владелец ресурса обращается в агентство интернет-маркетинга за помощью.

Но, обратившись к специалистам, владелец бизнеса сталкивается с новой проблемой: специалисты агентства, проанализировав ресурс, дают ответ о невозможности эффективно продвинуть сайт без кардинальных изменений или вообще нужно переделать веб-сайт с нуля. Но почему? Ответ в следующем:

  • нет правильной структуры сайта и проработанных целевых страниц, из-за чего нецелесообразно запускать контекстную рекламу и рекламу в соц. сетях на страницы, которые не дают ответ пользователям на их вопрос,
  • существует ряд технических ошибок, из-за чего SEO-продвижение будет неэффективным.

Сайт возвращается клиенту со списком необходимых доработок. Доработки могут быть настолько масштабными, что счет за доработку, выставленный разработчиками, может быть соизмерим бюджету на этапе создания веб-сайта. Как же так получилось? Кто виноват? А виноват клиент, потому что руководствовался методом “мне так нравится”.

Как сэкономить на разработке сайта?

Чтобы защитить себя от проблем, описанных выше, владелец бизнеса должен в первую очередь сделать семантическое проектирование, и не важно интернет-магазин это или сайт услуг (на вопрос “Что такое семантическое проектирование?” я отвечу чуть ниже, тут опишу преимущества). В результате чего он будет знать:

  • какая будет структура будущего интернет-ресурса;
  • какие посадочные страницы необходимо реализовать на сайте;
  • под какие поисковые запросы будут оптимизироваться посадочные страницы (главная страница, рубрики, категории, фильтры, теги);
  • какой контент должен быть на сайте (текст, картинки и т. д.)

С помощью этих данных специалист может составить грамотное техническое задание на разработку веб-ресурса, что в свою очередь поможет:

  1. Поставить более подробное техническое задание разработчику. У разработчика будет структура перед глазами и лучшее понимание того, что от него требуется.
  2. Сделать структуру веб-проекта удобной для людей. Люди больше используют веб-сервис в том случае, когда он удобный, товары или услуги распределены логично, а контент отвечает их потребностям.
  3. Создать интернет-ресурс по рекомендациям поисковых систем. Эффективно разработанная структура, оптимизированная под поисковые запросы, будет отвечать на вопросы пользователей, что будет способствовать росту трафика из поисковых систем.
  4. Эффективно запустить контекстную рекламу и продвижение в социальных сетях. Страницы, которые отвечают поисковому запросу человека, более выгодны для рекламы в поисковиках и соц. сетях.
  5. Улучшить узнаваемость бренда и увеличить конверсию. Удобный сайт с точки зрения структуры получает больше продаж, и его начинают узнавать пользователи, которые пришли из контекста, органического поиска и социальных сетей.

Семантическое проектирование web-ресурса

Что такое семантическое проектирование?

Семантическое проектирование – это подход к реализации веб-сайта, целью которого является создание логической иерархии страниц, формирование структуры web-проекта и подбор поисковых слов (семантического ядра), которые описывают деятельность ресурса, для составления технического задания на разработку сайта и написания текстов.

Семантическое проектирование проводится на основе анализа существующих web-ресурсов определенной тематики и поискового спроса для обнаружения эффективных методов продвижения в поисковых системах.

Итерации семантического проектирования сайта

В данном пункте будет описан сам процесс семантического проектирования. В качестве примера будет использован сайт услуг, тематика – языковые курсы за рубежом, регион – Украина, г. Одесса.

1. Ознакомление с тематикой бизнеса

Прежде чем SEO-специалист приступит к разработке семантического проекта, ему необходимо ознакомиться с тематикой бизнеса. Для этого рекомендуется встретиться с клиентом и обсудить ряд вопросов:

  • тематика бизнеса;
  • спектр услуг (товаров) бизнеса;
  • масштабируемость.

Данная информация поможет СЕО-оптимизатору максимально ознакомиться с проектом и расставить приоритеты. Что в свою очередь положительно отразится на этапе проектирования будущего сайта и дальнейшего его продвижения в поисковых системах.

2. Анализ спроса

2.1. Оценка запросов

Оценку запросов пользователей можно провести с помощью бесплатных сервисов, таких как Google Keyword Planner или Яндекс Wordstat.   Посмотрим как пользователи ищут “языковые курсы за рубежом” в ПС Яндекс.

Оценка запросов с помощью сервиса Яндекс Wordstat

Как видим, данных очень мало, это связано с закрытием Яндекса в Украине. Много платных сервисов помогут ускорить процесс и оценить спрос сразу с нескольких поисковых систем: Serpstat, Semrush, Ahrefs и т. д. С помощью сервиса Serpstat посмотрим как пользователи ищут “языковые курсы за рубежом” в ПС Google. Результатов в данной поисковой системе больше.

Оценка спроса необходима для того, чтобы узнать востребованность товара или услуги и целесообразность продолжения анализа.

2.2. Оценка сезонности

Оценив сезонность, мы сможем понять специфику бизнеса и в дальнейшем учесть данные для планирования продвижения услуг. Оценим сезонность в поисковой системе Гугл и Яндекс. Используем сервис Google Тренды и Yandex Wordstat. По данным ПС Гугл

Оценка сезонности с помощью сервиса Google Тренды

По данным ПС Яндекс

Оценка сезонности с помощью сервиса Yandex Wordstat

3. Поиск конкурентов – анализ ТОП выдачи поисковых систем

Для поиска конкурентов необходимо использовать главные запросы. Например: вводим поисковый запрос “языковые курсы за рубежом” в поисковой системе Google.

Анализ конкурентов в поисковой системе Гугл

Выгружаем полученные данные в таблицу (рекомендую выгружать топ-20. Чем больше данных для анализа, тем лучше). Проведем аналогичную работу в поисковой системе Яндекс

Анализ конкурентов в поисковой системе Яндекс

Для получения большего количества конкурентов посмотрим выдачу поисковой системы DuckDuckGo

Анализ конкурентов в поисковой системе DuckDuckGo

Для расширения списка конкурентов можно использовать платные сервисы. В качестве примера выгрузим данные из сервиса Serpstat ПС Google и Yandex, а также Ahrefs.

Поиск конкурентов в сервисе Serpsrat

Поиск конкурентов в сервисе Ahrefs

Выгружаем данные из сервисов и заносим в общую таблицу конкурентов для проведения анализа. (Для ускорения работы можно использовать SERP Parser. Он формирует ТОП-10 сайтов по основным ключевым запросам.)

4. Анализ структуры сайтов конкурентов

Полученный список конкурентов из ПС необходимо пересмотреть, отфильтровать и оставить только сайты с аналогичной тематикой бизнеса нашего проекта.

Взяв за основу определенный список конкурентов, приступаем к анализу структуры сайтов. Структуру можно сформировать двумя методами:

  1. Вручную – проходим по сайту, копируем разделы и заносим данные в таблицу;
  2. С помощью сервисов (например Screaming Frog SEO Spider).

Формируем структуру будущего web-сайта в таблице за счет уникальных разделов конкурентов. В итоге получим вот такую таблицу.

структура сайта конкурента в таблице

5. Расширение структуры будущего сайта за счет составления семантического ядра

5.1. Как правильно составить семантическое ядро?

Берем уже готовую структуру, которая сформировалась за счет анализа конкурентов, и парсим ключевые запросы в Key Collector (собираем ключи, подсказки из всех источников). В результате парсинга и анализа запросов, расширяем структуру сайта, основываясь на пользовательском спросе. Расширенная структура семантического ядра имеет вид:

структура сайта в Key Collector сформирована на основе пользовательского спроса

Изобразим структуру с помощью сервиса Coggle, для удобства. (Можно использовать и другие сервисы, кому как удобно).

6. Поиск альтернативного пути продвижения будущего сайта

На данном этапе необходимо провести анализ сайтов молодых конкурентов:

  1. Найти сайты, которым максимум 2-3 года;
  2. Сделать анализ наиболее посещаемых страниц.

Используя список конкурентов, собираем данные для анализа:

  • Дата регистрации домена по Whois – для оценки возраста;
  • Трафик по SimilarWeb – для оценки трафика.

Для данной работы можно использовать RDS BAR или Checkrtust.

Получаем вот такую таблицу:

таблица молодых сайтов предназначенных для анализа

Как видим, в тематике, которая была взята для примера, есть 10 молодых сайтов с неплохим трафиком. Далее необходимо проанализировать распределение трафика на сайте и изучить наиболее трафиковые страницы (Сервисы: Serpstat или Semrush). Данный анализ поможет нам узнать методы продвижения конкурентов, оценить менее конкурентные тематики, расставить приоритеты по написание текстов для нашего сайта и составить стратегию продвижения.

Преимущества семантического проектирования сайта

Для SEO-специалистов

  • Готовое семантическое ядро;
  • Готовая стратегия продвижения в поисковых системах;
  • Расставлены приоритеты по созданию контента;
  • Возможность поставить грамотное ТЗ на разработку сайта программисту;
  • План по составлению тз для копирайтеров;
  • Создание страниц под нч запросы.

Для WEB-разработчиков

  • Готовая структура сайта (разработчику более понятно, что должно быть на сайте);
  • Рекомендации SEO-специалиста (ТЗ);
  • Минимизация ошибок;
  • Уменьшение времени разработки.

Для владельца бизнеса

  • Удешевление разработки проекта;
  • Ускорение положительного результата;
  • Ускорение получения прибыли с проекта.

Как видим, семантическое проектирование имеет большое преимущество не только для сотрудников Digital-агентств, но и для владельцев бизнеса. Если Вы SEO-специалист, рекомендую подробно изучить курс семантического проектирования для углубленного погружения в тему. Если вы владелец бизнеса и хотите предотвратить ошибки при создании своего веб-ресурса, рекомендую воспользоваться услугами компании OdesSeo и заказать техническое задание на разработку сайта.

Надеюсь, я смог максимально раскрыть тему семантического проектирования сайта как для владельцев бизнеса, так и для сео-оптимизаторов. Все вопросы, которые не раскрыты в статье, оставляйте в комментариях ниже. А профессионалов и экспертов в данной области прошу поделиться рекомендациями и советами. Спасибо.