Повышение юзабилити веб-сайта: как сделать сайт удобным для пользователей

Что такое юзабилити

Зачастую, при продвижении сайтов, да и что там при продвижении, даже при разработке крайне малую роль отводят юзабилити сайта. Однако, удобство ресурса является далеко немаловажным фактором (особенно если учесть то, что оно непосредственным образом влияет на увеличение продаж). Поэтому я кратко изложу важность удобства сайта, а также приведу небольшой, но содержательный чек-лист юзабилити сайта. Но всё же, перед тем, как давать какие-либо рекомендации по улучшению ресурса, давайте рассмотрим что же такое юзабилити.

Юзабилити – это степень качества общепользовательского навыка, наработанного в результате коммуникации с устройством или системой, к примеру, веб-ресурсом, программным обеспечением, приложением.

Другими словами usability сайта – это простота в использовании, удобство и полезность для посетителей. Это мера, которая оценивает качество использования ресурса, его привлекательность и пригодность к взаимодействию с пользователями.

Целью юзабилити является достижение максимального удобства ресурса. Для чего всё это нужно? Ответим на этот вопрос графически.

 

Цель юзабилити сайта

Как видим, в основе пирамиды лежит удобный в использовании веб-ресурс с дружественным интерфейсом, следствием чего является положительная реакция со стороны его посетителей, а также совершение целевых действий, таких как звонок, заказ и другие. При прочих благоприятных условиях со стороны компании (быстрая доставка заказа, грамотное консультирование клиента по телефону, высокое качество оказанных услуг и т.д.) пользователь остается довольным и приходит на площадку опять (а может даже и приводит друзей). Таким образом, абсолютную выгоду и счастье получает владелец интернет-площадки с проработанным юзабилити.

Выгодная цепочка взаимодействия удобного в использовании ресурса с пользователем, не правда ли? Поэтому определим самые основные критерии удобства веб-ресурса (на самом деле их очень много, в данной статье мы рассмотрим 5 факторов, влияющих на юзабилити).

Оценить и проверить юзабилити сайта можно с помощью следующих пунктов:

  1. Структура.
  2. Важная информация.
  3. Дизайн.
  4. Навигация.
  5. Скорость загрузки.

Разберем подробнее каждый из приведенных выше пунктов.

Структура сайта

Это слово можно произносить вечно, т.к. грамотная, но в то же время простая и удобная структура играет основополагающую роль при взаимодействии веб-портала с его посетителями. Пользователю при попадании на сайт сразу же должно быть интуитивно понятно, куда нажимать и что же произойдет после нажатия, на какую страницу он перейдет и что он там увидит. Поэтому еще раз повторю, что грамотно проработанная структура пойдет вашему ресурсу лишь на пользу, ибо пользователь не будет бесцельно блуждать из раздела в подраздел и так по кругу до тех пор, пока он просто не покинет интернет-площадку, так ничего для себя не отыскав из-за того, что структура онлайн-площадки тяжелая, непонятная и неудобная в использовании. Структура очень важна для юзабилити.

Важная информация на сайте

Важная, нужная и полезная, на ваш взгляд, информация должна сразу бросаться в глаза (сразу – это в течение первых 3 секунд пребывания на площадке). Для чего это нужно? Опять же для удобства ваших посетителей и повышения юзабилити. Вы же не хотите, чтобы они обошли всю интернет-площадку в поисках таких страниц, как, к примеру, “Контакты”, “Оплата и доставка”, номера телефонов, график работы компании и т.д. и т.п., и так ничего и не нашли и покинули площадку? Либо нашли, но приложили так много усилий, что уже никуда звонить-то и не хочется, да и зачем звонить, если они уже напрочь позабыли о цели своего визита? Поэтому, такого рода информацию необходимо размещать на заметных местах – в хедере, а некоторую контактную информацию даже дублировать в футере.

Дизайн сайта

Дизайн играет далеко не последнюю роль в плане удобства для пользователей. Что же подразумевается под понятием юзабилити дизайна сайта? Дизайн включает в себя множество критериев, по которым можно оценить удобство веб-площадки. Вот некоторые из них:

  • общее восприятие ресурса легкое (интернет-ресурсы со сложным дизайном плохо воспринимаются его посетителями);
  • графические элементы простые, а их расположение – продуманное;
  • приятные и сочетающиеся тона, в которых выполнен сайт, – не раздражающие и не агрессивные оттенки;
  • элементы управления расположены логически;
  • текст соответствует дизайну (форма подачи текста и его содержание представляют собой единое целое, и именно в таком виде информация наиболее понятна и удобна пользователю);
  • современность и креативность (думаю, что здесь не стоит много писать, и так понятно, что пользователь на дольше задержится на ярком и стильном ресурсе, нежели на площадке с дизайном аля 1980-ые).

Скорость загрузки сайта

В этом подразделе буду максимально краткой: пользователи в наше время являются очень нетерпеливыми, они плохо воспринимают медленные площадки и не хотят тратить своё драгоценное время на то, чтобы бездумно смотреть на всем знакомый крутящийся во вкладке браузера кружочек загрузки страницы, поэтому от владельцев веб-сайтов ожидается (скорее даже требуется) сделать свой ресурс максимально быстрым для загрузки. Это в разы повысит юзабилити.

В определении скорости загрузки страниц онлайн-площадки могут помочь следующие бесплатные инструменты:

1. PageSpeed Insights – https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights/ (показывает скорость загрузки для мобильных устройств, а также для компьютеров, дает предложения по оптимизации);

скорость загрузки сайта, как фактор улучшения юзабилити веб-сайта

 

2. Pingdom Website Speed Test – https://tools.pingdom.com/ (показывает время загрузки страницы, ее размер и др.);

время загрузки сайта, как фактор улучшения юзабилити веб-ресурса

3. Load Impact – https://loadimpact.com/ (моделирует изменение времени загрузки в зависимости от увеличения активных юзеров на площадке).

высокая скорость загрузки сайта, как фактор удобства пребывания на сайте

С помощью таких инструментов, а также многих других, вы можете оценивать скорость загрузки и работать над ее увеличением. Высокая скорость загрузки, несомненно, повысит удобство пребывания на площадке. Как следствие, посетители останутся довольными.

Для чего нужен юзабилити анализ сайта

Улучшение юзабилити сайта – очень значимый аспект в его продвижении. Так как люди становятся все более требовательными и нетерпеливыми, делать акцент на usability крайне важно. Любую страницу на сайте до самого низа прокручивает минимальный процент юзеров. Следовательно, главная цель, которую должны преследовать создатели и владельцы веб-сайтов, – это суметь заинтересовать своего посетителя. Причем сделать это они могут лишь за пару секунд, в течение которых случайному посетителю необходимо понять, где он находится, какие преимущества у этой площадки перед другими подобными ей, и какая выгода его здесь ожидает (теперь вы понимаете, что скорость загрузки играет очень важную роль в юзабилити? Иначе эти несколько секунд человек потратит на ожидание загрузки страницы, а не на ознакомление с площадкой и поиск того, за чем он туда пришел). Если человек не получит эту информацию за минимально короткий срок, он просто покинет ресурс и уйдет на другой, который для него будет более удобным в использовании.

Как сделать веб-ресурс максимально удобным, зародить интерес у человека и удержать его на своем ресурсе?! – работайте обязательно над usability своего сайта.

Все вопросы, которые не раскрыты в статье, оставляйте в комментариях ниже.