когортный анализ

Когортный анализ

Наша компания специализируется на повышении конверсий интернет-магазинов, и когортный анализ является неотъемлемой частью аналитики коммерческих сайтов. Поэтому нас чрезвычайно обрадовало появление такой функции в Google Analytics, ведь теперь делать базовый анализ стало еще проще, не выходя из привычного интерфейса аналитики. Разберемся же, что собой представляет когортный анализ в принципе. Когортный анализ – это выделение определенных групп пользователей (когорт) на основании общих характеристик, например, даты первого посещения сайта, совершения первой покупки, скачивания мобильного приложения и других, а также анализ поведения этих групп по времени. Например, мы запустили рекламу в новой сети на определенный промежуток времени и хотим узнать, сколько же прибыли благодаря ей было получено. Вариант просто взять доход за соответствующий промежуток времени нас не устраивает, так как мы предполагаем отложенный эффект. А вот рассмотреть как отдельную когорту посетителей из этой новой сети и подсчитать, сколько покупок и на какую сумму они совершали за время от запуска рекламы до сегодняшнего момента, будет более взвешенным решением. Когортный анализ позволяет максимально точно оценить рентабельность инвестиций в каждый канал, а также, что самое важное, спрогнозировать окупаемость нового источника привлечения трафика. Такой подход к анализу данных особенно актуален для интернет-магазинов, у которых постоянно появляются новые рекламные каналы, и для которых корректный подсчет прибыльности каждого привлеченного канала имеет большое значение.

Когортный анализ в Google Analytics

Этот отчет доступен на вкладке “Аудитория” в аккаунте Google Analytics.

Когортный анализ

При переходе в указанный выше отчет можно выбрать следующие настройки:
  • тип когорты;
  • размер когорты;
  • показатель;
  • диапазон дат.

Типы когорт

Типы когорт Под типом когорты понимается критерий, по которому группируются пользователи. Можно выбрать только один параметр для построения когорты. В настоящее время в бета-версии доступна возможность строить когорты по дате первого посещения.

Размер когорты

Размер когорты Размер когорты соответствует выбранному типу когорты и пока может принимать только значения “по дням”, “по неделям”, “по месяцам”.

Показатель

Показатель Под показателем понимается метрика, которая будет измеряться для каждой когорты. Можно указать только одну метрику за раз. Все показатели группируются по трем типам: “Итого”, “На каждого пользователя” и “Удержание”. Помимо прочих, чрезвычайно интересен новый показатель “коэффициент удержания клиентов”, который находится в группе “Удержание” и иллюстрирует долю пользователей из когорты, вернувшихся на сайт за выбранный период времени, в общей массе пользователей в когорте.

Диапазон дат

Диапазон дат Диапазон дат — это временной диапазон, выбор которого определяет, за какой период данные будут присутствовать в отчете.

Данные в отчете

Поговорим о том, как интерпретировать данные в отчете. Строки отчета представляют собой когорты. В каждой строке указано, сколько пользователей входит в данную когорту. Столбцы отражают временные промежутки, которые соответствуют размеру когорты.
  • День 0 – это день, когда пользователи совершили действие, на основании которого мы строим когорты (в случае с отчетом Google Analytics — это дата первого посещения сайта).
  • День 1 — это день после даты первого посещения.
  • День 2 — второй день после даты первого посещения и т. д.
Аналогично интерпретируются другие возможные временные диапазоны (неделя, месяц). Ячейки отражают значения выбранного показателя для каждой когорты в соответствующий промежуток времени. Например, при выборе показателя “Просмотров страниц на пользователя”, каждая ячейка будет содержать количество просмотров страниц на пользователя для соответствующей когорты за промежуток времени. То есть среднее число просмотров страниц на пользователя из когорты “20 января” в день первого посещения сайта равно “6.6”, в день после даты первого посещения “0.44” и т. д.

Данные в отчете

Насыщенность цвета показывает, какую долю составляют пользователи, представленные в этой ячейке, от общего размера когорты. Чем больше доля, тем ярче цвет. Для анализа с помощью отчета по когортам также можно и нужно применять сегментирование данных. Одновременно можно добавлять до 4-х сегментов включительно.

Данные в отчете

С помощью сегментирования наглядно можно сравнить поведение посетителей вашего сайта во всевозможных срезах. На скриншоте ниже выбран показатель “доход на пользователя” в разрезе двух сегментов “Платный трафик” и “Бесплатный трафик”.

Когортный анализ

Данные выбранных сегментов также будут отображены на диаграмме.

данные на диаграмме

Нужно заметить, что средствами Google Analytics пока можно сделать только базовый анализ по когортам. Что касается более серьезных отчетов, например, построение когорт по дате первой покупки или регистрации, то пока, по-прежнему, нужно использовать Microsoft Excel. Делайте когортные отчеты и оценивайте рентабельность своих рекламных каналов с максимальной точностью! В следующих статьях мы поделимся практическими примерами анализа конверсий интернет-магазина, в которых раскроем, как повысилась точность анализа с помощью отчета по когортам. Следите за публикациями 😉