Datalayer в Google Tag Manager — что это такое и как работает?
DataLayer в Google Tag Manager
Google Tag Manager — это очень функциональный и полезный инструмент в работе интернет-маркетологов. Благодаря ему большинство установок необходимых для работы кодов рекламных систем и систем веб-аналитики, а также различных кодов отслеживания стало возможным без привлечения веб-разработчиков и вмешательства в код сайта. Но все же есть ряд задач, при которых для настройки корректного отслеживания необходима передача данных без привязки к DOM-структуре. В таком случае нам понадобится использовать специальную конструкцию — уровень данных (или dataLayer).
Что такое dataLayer (уровень данных)
Для начала рассмотрим, что же такое dataLayer.
DataLayer — это массив объектов JavaScript, с помощью которого можно передавать нужную вам информацию в Google Tag Manager. Например, это могут быть различные переменные, события. В интерфейсе GTM на основании передаваемых данных можно настраивать триггеры, а также расширять передаваемую в Google Analytics информацию о посетителях сайта своими данными.
Как выглядит dataLayer
Рассмотрим пример dataLayer:
<script>
dataLayer = [{
'pageCategory': 'blog',
'author': 'Anastasiia'
}];
</script>
В данном случае уровень данных представляет собой массив, который содержит объект, свойства которого являются теми переменными, в которые мы передаем необходимые нам значения. Так, если при загрузке страницы блога я хочу передать в dataLayer тип страницы и имя автора текущей статьи, то я могу в переменную pageCategory передать значение ‘blog’, в author — ‘Anastasiia’.
В качестве значения переменной может выступать как строка (заключается в кавычки), так и другие типы значений, например, числа, вложенные массивы и пр.
Важно отметить, что подобное объявление уровня данных будет корректно работать в случае, если этот фрагмент кода будет размещен до инициализирующего кода GTM.
<!-- Google Tag Manager -->
<script>(function(w,d,s,l,i){w[l]=w[l]||[];w[l].push({'gtm.start':
new Date().getTime(),event:'gtm.js'});var f=d.getElementsByTagName(s)[0],
j=d.createElement(s),dl=l!='dataLayer'?'&l='+l:'';j.async=true;j.src=
'https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id='+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f);
})(window,document,'script','dataLayer','GTM-XXXXXX');</script>
<!-- End Google Tag Manager -->
При необходимости мы можем переопределить название массива dataLayer. Для этого в инициализирующем коде в строке
нужно заменить “dataLayer” на желаемое название.
Метод push для передачи данных
Передавать дополнительные значения в уровень данных можно также и после инициализирующего кода. Поскольку dataLayer является массивом, можно использовать метод push() для добавления новых элементов.
dataLayer.push({'variableName': 'variableValue'});
Данная конструкция будет полезна, если вы хотите передать некоторые данные не в момент загрузки страницы, а при совершении пользователем определенного действия (клик по кнопке, заполнение формы и пр.)
Что такое event в dataLayer
Для отслеживания различных действий пользователя в GTM предусмотрена специальная переменная event. Event можно использовать внутри обработчика того или иного события.
dataLayer.push({'event': 'eventName'});
Например, при клике на кнопку, вызывающую окно заказа звонка, можно использовать конструкцию:
<a href="#order" name="order-button" onclick="dataLayer.push({'event': 'order-button-click'});" >Заказать звонок</a>
Если таких кнопок на странице две: в хедере и футере, тогда мы можем дополнить нашу конструкцию, передав уточняющие значения, а именно:
<a href="#order" name="order-button" onclick="dataLayer.push({'event': 'order-button-click', 'position': 'top'});" >Заказать звонок</a>
Переменные уровня данных и пользовательские события в GTM
В GTM на основании передаваемых с помощью dataLayer данных можно создавать переменные и триггеры.
Как создать переменную уровня данных в GTM
Необходимо добавить новую пользовательскую переменную,
в качестве ее типа выбрать “Переменная уровня данных”. В поле “Имя переменной уровня данных” указать название переменной, которое фигурирует в dataLayer (для примера, приведенного выше, это variableName).
Как создать пользовательское событие в GTM
Необходимо добавить новый триггер. В качестве типа триггера нужно выбрать “Пользовательское событие”
В поле “Имя события” указать имя события, которое фигурирует в dataLayer (для примера, приведенного выше, это eventName).
Как проверить содержимое уровня данных
Чтобы проверить, что передается в dataLayer, можно воспользоваться консолью в панели инструментов разработчика.
Для того, чтобы перейти в консоль, нужно кликнуть правой кнопкой мыши на любой области веб-страницы, затем в появившемся меню выбрать “проинспектировать элемент” и перейти на вкладку Console.
Далее в консоли написать dataLayer и нажать Enter.
Ниже будет представлена внутренняя структура массива.
По умолчанию Диспетчер тегов Google передает на уровень данных следующий набор значений:
gtm.js – передается в момент, когда Google Tag Manager готов к работе.
gtm.dom – передается в момент, когда готова модель DOM.
gtm.load – передается в момент, когда окно полностью загружено.
После настройки передачи данных в dataLayer, они также будут видны в структуре массива в консоли при загрузке страницы или после совершения заданного действия.
Рассмотрим пример:
Предположим, что нам необходимо настроить событие заказа звонка на сайте OdesSeo.
Для этого нам нужно, чтобы при успешной отправке этой формы в массив dataLayer добавлялось событие, например, назовем его ordercall. Тогда конструкция с dataLayer примет следующий вид:
dataLayer.push({'event': 'ordercall'});
Для того, чтобы проверить корректность передачи данных, воспользуемся консолью.
Видим, что при успешной отправке формы заказа звонка, ивент ordercall добавляется в уровень данных.
Теперь в интерфейсе Google Tag Manager мы сможем создать триггер типа “Пользовательское событие” для отправки данных в Google Analytics или другую систему аналитики.
Примеры использования dataLayer
Рассмотрим несколько примеров использования уровня данных.
- Отслеживание отправки форм
В статье “Учимся работать в GTM” в пункте, посвященному отслеживанию отправки форм я уже рассказывала подробно, как использовать dataLayer для трекинга форм, отправляющих данные посредством ajax.
- Отслеживание e-commerce
Не обойтись без уровня данных и при установке электронной торговли на сайтах интернет-магазинов. На странице успешного оформления заказа необходимо разместить следующий код:
<script>
dataLayer = [{
'transactionId': '123456', //id транзакции
'transactionAffiliation': 'best-flowers', //наименование магазина
'transactionTotal': '20', //сумма транзакции
'transactionTax': '1.99', //налог
'transactionShipping': '1.99', //доставка
'transactionProducts': [{
'sku': 'AA11', //артикул товара
'name': 'rose', //наименование товара
'category': 'red', //категория товара
'price': '20', //цена товара
'quantity': '1' //количество
}]
}];
</script>
На сайтах интернет-магазинов помимо классического оформления заказа через корзину, часто присутствует возможность покупки в один клик. В таком случае страница подтверждения заказа отсутствует, и необходимо отправлять данные о транзакции по событию.
dataLayer.push({
'event': 'transactionComplete', //событие совершения транзакции
'transactionId': '123456', //id транзакции
'transactionAffiliation': 'best-flowers', //наименование магазина
'transactionTotal': '20', //сумма транзакции
'transactionTax': '1.99', //налог
'transactionShipping': '1.99', //доставка
'transactionProducts': [{
'sku': 'AA11', //артикул товара
'name': 'rose', //наименование товара
'category': 'red', //категория товара
'price': '20', //цена товара
'quantity': '1' //количество
}]
});
- Передача идентификатора просмотренного пользователем товара для использования динамического ремаркетинга.
Функционал ремаркетинга позволяет показывать объявления тем, кто уже посещал сайт. Динамический ремаркетинг – это ещё более эффективный инструмент, с помощью которого можно показывать рекламу именно того товара, которым интересовался пользователь.
Если кто-то не сталкивался с понятием динамического ремаркетинга и еще не знаком с преимуществами этого инструмента, посмотрите эту статью.
Для корректной настройки объявлений динамического ремаркетинга необходимо реализовать передачу данных о просмотренных пользователем товарах в рекламную систему. Для отправки id товара и прочих атрибутов также можно применить уровень данных.
Например, для передачи идентификатора продукта, категории страницы и стоимости товара можем использовать dataLayer вида:
<script>
dataLayer = [{
'productId' : '123',
'pageType' : 'product',
'totalValue' : 1000
}];
</script>
Также частыми примерами использования является передача всевозможных атрибутов посетителя — User ID, Client ID, тип пользователя (залогинен/не залогинен) и пр.
Как вы уже поняли, уровень данных — это один из важных инструментов при настройке передачи данных для аналитики и других систем. Понимание того, как он устроен и как используется, очень важно для постановки задач и для поиска неисправностей в отслеживании. Надеюсь, что моя статья будет полезной для вас!
Все зрозуміло. Дякую за інформацію
Подскажите пожалуйста: что нужно прописать в пользовательской переменной уровня User, чтобы она хранила информацию о категории последнего добавленного в корзину товара.
А как сделать отправку этих шагов на сервер? Вот сделал я сто раз push, но все эти данные продолжают лежать в dataLayer на странице и на сервер не уходят
Добрый день!
Для того, чтобы отправить данные на сервер системы веб-аналитики, нужно создать соответствующие теги в интерфейсе GTM.
Спасибо! Все понятно и человеческим языком!
Супер! Спасибо=)
Супер, статья!
Все понятно!
мощно! и понятно! спасибо)
Спасибо!)
Анастасия, добрый день! подскажите как правильно указать специальный параметр — переменную уровня данных в тег менеджере, если в разметке уровня данных она находится на 3м уровне, а сам продукт состоит из нескольких сегментов (для этого используем
«legs») Пример:
«ecommerce»: {
«currencyCode»: «USD»,
«impressions»: [
{…
«legs»: [
{
«Id»: 0,
«segments»: [
{
«dimension1»:
Проблема в том, что тег менеджер цепляет только те параметры, которые находятся в ивенте, те которые далее в сегменте отображаются как «undefined» в дебаг консоли тег менеджера. Спасибо
Подскажите, как выдрать и передать в GTM переменную из id-gtm в коде ссылки href=»#» id=»contact_with_author» id-gtm=»44559″ class=»send-message» ? C помощью какой функции?
Очень полезная статья! Анастасия, Спасибо!
Спасибо☺
Здравствуйте. Подскажите как передавать в dataLayer параметры из последнего примера.
Например на странице фильтра товаров где 10 или 15 товаров?
Спасибо за статью, скажите электронную торговлю, и динамический ремаркетинг разве можно внедрить через GTM? если да то все корректно работает и есть ли какие-то минусы через GTM внедрять? И может статья есть у вас? Спасибо.
Добрый день, Николай.
И для отправки данных о транзакциях, и для настройки динамического ремаркетинга можно использовать GTM. Но помимо тегов в GTM, в зависимости от конкретного сайта, обычно может потребоваться передача данных в массив dataLayer с последующим использованием в GTM. Минусов внедрения GTM лично в моей практике не было. По статьям, возможно, вам будет интересен этот пост: https://odesseo.com.ua/enhanced-ecommerce-gtm/
Дякую, якісно подані роз’яснення.
Дякую!
Добрый день. Подскажите, что нужно прописать в datalayer, чтобы передать эти данные для динамического ремаркетинга (http://prntscr.com/jergqt)Данные необходимо передавать для ecomm_prodid
«Для этого нам нужно, чтобы при успешной отправке этой формы в массив dataLayer добавлялось событие, например, назовем его ordercall. Тогда конструкция с dataLayer примет следующий вид:
1
dataLayer.push({‘event’: ‘ordercall’});»
А как это сделать, чтобы в дата леер это отобразилось?
Артем, добрый день.
Об особенностях отслеживания успешной отправки форм я писала в этой статье https://odesseo.com.ua/uchimsya-rabotat-v-gtm-v2/ пункт «Отслеживание отправки форм в GTM».
Меня интересует как именно выводиться информация в дата Леер.
Как происходил datalayer.push.
В одном из javascript-фалов Вам нужно найти функцию, отвечающую за отправку данных формы. Выглядит это примерно так:
$.ajax ({
url :’/example.com/geinfo_function’,
type : ‘post’,
data : {‘exam1’: value1},
success: function() {…}
})
Параметр success отвечает за выполнение указанных действий в случае успешной отправки формы. Внутри function() { … } нужно прописать команду
dataLayer.push({‘event’: ‘event_name’});
где event_name – имя соответствующего события.
Подробнее процесс настройки описан в статье, ссылку на которую я дала выше.
Спасибо большое за статью, очень понятно написали! Не то что эти мануалы для индейцев от гугла
Спасибо за приятные слова! Я старалась=)
Спасибо за хорошую статью.
Телеграм канал есть у вас?
Спасибо, Александр! Мне очень приятно) Да, есть. Вот ссылка: https://t.me/OdesSeo